Казалось бы совсем недавно, наши граждане узнали о «Черной пятнице», когда в западных странах у магазинов выстраивается многотысячная толпа в надежде приобрести товар с очень большой скидкой. В следующем году любителей распродаж порадует еще одно явление из области маркетинга – «Киберпонедельник» 2018.
СОДЕРЖАНИЕ
- Новый маркетинговый ход
- Как обстоят дела в России
- Список магазинов, принимающий участие в российском «Киберпонедельнике»
- Что покупают
Новый маркетинговый ход
Американское новшество Cyber Monday появилось сравнительно недавно. Этим именем называют большую распродажу различных товаров через интернет-магазины. Если «Черная пятница» в большей степени касается оффлайн торговли, то «Киберпонедельник» занял свое достойное место в онлайн секторе.
Первый раз новый термин употребила Национальная федерация торговли в 2005 году, анализируя итоги розничных операторов онлайн магазинов в период рождественских каникул 2004 года. Как отметил один из исполнительных директоров НФТ США С. Сильверман, в 2004 году сразу после Дня благодарения было замечено резкое увеличение товарооборота в онлайн магазинах Америки. Так как это был понедельник, новое явление назвали Киберпонедельником. Так в 2005 году возникло новое удивительное явление, которое с невероятной быстротой распространяется по всему миру. Результаты распродаж превзошли самые оптимистические ожидания:
- общая выручка организаторов в 2005 году составила 900 млн.$;
- в 2014 году одна компания IBM получила прибыль 1,5 млрд. $, увеличив доход на 900 млн.$;
- в 2016 году пятьсот крупнейших интернет площадок увеличили свой товарооборот более чем на 35 процентов.
В нынешнее время «Киберпонедельник» стал популярным наравне с «Черной пятницей», причем не только в Америке, но и в Европе, и во всём мире.
Новый маркетинговый прием был придуман и просчитан для людей, у которых нет достаточно свободного времени:
- офисных работников;
- молодых мам;
- студентов.
К ним, конечно же, присоединились вездесущие продвинутые пенсионеры.
Как обстоят дела в России
Разве можно было себе представить несколько лет назад у нас, что-то похожее на «Черную пятницу»? Теперь любители распродаж без ошибок назовут вам адреса торговых центров, где можно купить самое необходимое с колоссальной скидкой. Но, что делать, если вы не выносите толкотни и вас раздражают назойливые холл-менеджеры с дежурной фразой: «Я могу вам чем-то помочь?». Именно для таких людей и был придуман ушлыми американскими маркетологами – «Киберпонедельник». Слава Богу, к нам также пришло это явление. Правда, россияне усовершенствовали это американское «чудо».
Инициатором проведения «Киберпонедельника» в России на просторах Рунета выступил совладелец «Wikimart» М. Фалдин. Идею поддержала российская ассоциация интернет-торговли. До 2013 года «Киберпонедельники» проводили отдельные независимые интернет-площадки. Как правило, у них не было достаточно ресурсов, поэтому первые кибер-распродажи в России имели локальный характер. Информационная поддержка также отсутствовала.
Новшество россиян заключается в том, что учитывают российские реалии. Если на Западе распродажи проходят накануне Рождественских праздников, то в России наоборот их проводят в последний понедельник января, то есть после январских праздников. Даты проведения в 2018 году: с 29.01.18 по 01.02.18 г.
Список магазинов, принимающий участие в российском «Киберпонедельнике»
В 2016 году кибер распродажу поддержало более ста двадцати российских и иностранных компаний, таких как:
- «ReStore»;
- «Mebelion»;
- «Baon»;
- «Media Market»;
- «Otto»;
- «Lamoda»;
- «KupiVIP»;
- «Алиэкспресс»;
- «Холодильник.ру»;
- «Спортмастер»;
- «Детский мир»;
- «М.видео»;
- «Эльдорадо»;
- «Юлмарт» и другие.
Яндекс. Маркет сделал анализ средних скидок на главных интернет-площадках России и вот какая получилась картина:
Холодильники | 15% |
Электробритвы | 19% |
Электрические инструменты | 12% |
Фены | 19% |
Блендеры | 20% |
Часы | 17% |
Телевизоры | 11% |
Сотовые телефоны | 12% |
Ноутбуки | 11% |
Планшеты | 10,5% |
Речь идет о среднестатистических данных. На некоторые модели отдельных групп товара скидка достигала 55%.
Число покупателей в дни распродажи увеличилось на сорок пять процентов. Количество заказов в среднем увеличилось в четыре раза. Например, компания «Wikimart» обработала около шести тысяч заказов на сумму 1,5 млн.$. «М.видео» приняло заказы от пяти тысяч покупателей. Это на двадцать процентов больше, нежели в предновогоднюю распродажу. Продажи «Техносилы» увеличились в четыре раза. Таким же показателем похвастался «Связной». «Эльдорадо» продал товаров на 2,3 млн.$. Общий доход от интернет-распродажи достиг 11,5 млрд. руб. Больше всего удивил автопродавец «Inchcape». Он выставил на распродажу 16 машин «Land Rover» и «Range Rover». Скидки достигали от пятисот тыс. до 1,25 млн. руб. при стоимости автомобилей от 2,7 до 7,6 млн. руб.
Что покупают
Америка | «Киберпонедельник» 2016 года удивил небывалым скачком продаж. В течении одно дня объем покупок достигал 3,12 млрд.$. Сейчас в США наблюдается смещение распродаж в онлайн сектор. Самыми распространенными покупками сезона 2016 г. стали: IPad 2 mini, игровые приставки Xbox One и телевизоры Samsung 4K uHD. |
Германия | Здесь наибольшие скидки практикуют 25-28. 11. Разнообразие товаров достигает тысячи наименований. Есть товары, скидка на которые достигает 90%. Самыми популярными интернет-площадками является «Karstad», «Amazon» и «Otto». |
КНР | Самые большие скидки в Китае устраиваю т в День холостяка, который отмечается одиннадцатого ноября. Культовыми интернет-площадками в Поднебесной считаются «Аliexpress» и «Alibaba». Товарооборот кибер-распродажи в 2016 г. достиг 14, 4 млрд.$, что в 1,6 раз больше предыдущего года. Число покупок достигло 470 млн. |
Как не поддаться уловкам маркетологов
Чтобы не разориться и не набрать ненужного товара, нужно перед распродажей предпринять ряд мер:
- Определиться со списком необходимых покупок и предельными ценами.
- Просматривая интернет-площадки, в поиск забивать только тот товар, который действительно необходим. Не стоит смотреть весь ассортимент товара и цены на них.
- При поиске определенного товара включайте фильтр: бренд, предельная стоимость и допустимая скидка.
- Сделайте предварительные закладки наилучших предложений.
- Изучите отзывы покупателей. Попробуйте разобраться, почему один и тот же товар имеет разную скидку.
- Не забудьте о дате и времени распродажи. Покупку лучше начинать со стартом распродажи.
- Заранее ознакомьтесь с условиями доставки, чтобы не получилось так, что стоимость доставки «съест» всю скидку.
- Не ведитесь на рекламу в соцсетях об обвале цен и т.п. За выгодными предложениями могут скрываться обычные мошенники.
- Если вы заказываете, какую-либо вещь в зарубежном интернет-магазине, то предварительно ознакомьтесь с российским таможенным законодательством. Может случиться так, что необходимая пошлина сделает покупку нецелесообразной. Также стоит ознакомиться с перечнем продуктов, которые запрещены для пересылки почтой.
Вот каким был Киберпонедельник в 2017 году: