Спецификой профессии воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является наличие обязательного компонента педагогической деятельности – планирования. Каковы теоретические основы данного вида деятельности? Планирование – это умение педагога заранее определить темы, формы, методы и сроки работы по воспитанию и образованию подрастающего поколения. То есть воспитатель загодя просчитывает, что, когда и как он будет делать в течение учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ
- Цель и задачи планирования
- Тема занятий: «Наш детский сад»
- Принципы планирования
- Виды планирования
- Документация педагога ДОУ по ФГОС
- Календарно-тематическое планирование
- Что отражает календарно-тематическое планирование?
- Формы планирования
Планирование, ведущееся по принципу системно-деятельностного подхода, позволяет целенаправленно и систематически распределять задачи программы по времени и в соответствии с логикой освоения содержания программы детьми.
Цель и задачи планирования
Создавая календарно-тематическое планирование, педагог ставит перед собой конкретную цель – построить комфортную среду для развития ребёнка. Эта цель будет достигнута через решение определённых задач:
1. Необходимость в обеспечении целостности образовательного процесса в единстве воспитания и обучения при приоритете воспитания. Зная цель работы, педагог будет верно выбирать и методы её достижения.
2. Образовательный процесс должен двигаться и развиваться, то есть должно усложняться не только содержание, но и формы и методы работы с детьми дошкольного возраста. Определив задачи, например, для младшей группы, педагог последовательно и планомерно рассчитывает, как он достигнет этих задач и с помощью чего их реализует, начиная с сентября и до мая текущего учебного года.
Для наглядности можно рассмотреть элементы КТП для двух групп, разных по возрасту, в частности, тематику занятий на сентябрь в средней группе по ФГОС и в старшей группе детского сада соответственно.
Тема занятий: «Наш детский сад»
- 1 неделя: «Где я был летом?» — «Летние впечатления».
- 2 неделя: «Наши игры в саду» — «Мои друзья в саду».
- 3 неделя: «Кто нас кормит, воспитывает, убирает за нами?» — «Кто работает у нас в саду?».
- 4 неделя: «Лучший детский сад» — «Мой любимый детский сад».
3. ФГОС рекомендует педагогам чётко знать линию развития каждого конкретного ребёнка и предлагать ему соответствующее содержание, которое будет нацелено на его зону ближайшего развития. В данном случае речь идёт о создании индивидуального образовательного маршрута ребёнка.
Принципы планирования
Чтобы создать благоприятную образовательную среду в ДОУ, необходимо предусмотреть не только непосредственные отношения воспитателя с ребёнком, но и учитывать предметно-развивающую среду и участие семьи в воспитании участников обучения. Эти цели могут быть достигнуты при соблюдении основных принципов планирования.
- СанПиН предусматривает обязательно соблюдать соотношение количества и длительности занятий для определённого возраста дошкольника, от ясельной до подготовительной группы. Данный принцип положен в основу укрепления здоровья малышей.
- При проведении различного рода закаливающих процедур надо учитывать время года, погоду за окном.
- Чтобы вовлечь ребёнка в тот или иной вид деятельности, воспитатель обязан знать индивидуальные особенности детей, а также разумно чередовать виды деятельности (от спокойных игр к подвижным или от общения с педагогом к групповому общению).
- Потенциал ребёнка можно раскрыть при условии совместных действий всех специалистов детского сада, а также создавая непосредственно в группе развивающую атмосферу.
Виды планирования
Перспективное. Данный вид планирования разрабатывается на все виды образовательной деятельности (чаще всего на год).
Календарное планирование, рассчитанное на неделю, является лучшим вариантом достижения педагогических задач с сохранением принципов системности и преемственности.
Документация педагога ДОУ по ФГОС
- Задачи педагога по образованию детей
- Перспективный план
- План коррекции в индивидуальной работе с детьми
- Работа с родителями
- Распорядок (режим) дня
- Работа со специалистами
- Календарно-тематическое планирование
- Работа по теме самообразования воспитателя
Календарно-тематическое планирование
КТП организует содержание процесса обучения. Для того чтобы создать данный вид плана, необходимо учесть следующие моменты:
- определить объём плана в часах;
- выяснить, с какими темами и их содержанием придётся работать;
- из представленных в методике воспитания и образования выбрать наиболее подходящие формы для проведения занятий и методы, способствующие достижению целей и задач обучения.
КТП составляется для каждой возрастной группы.
Что отражает календарно-тематическое планирование?
Данный вид плана помогает привести в соответствие с целями и задачами ОУ деятельность конкретного педагога в области режимных моментов в 1-й и 2-й половине дня, организует деятельность воспитателя с детьми, а также его взаимодействие с родителями.
Формы планирования
Молодые и неопытные педагоги могут использовать подробную форму плана – текстовую, где они подробно описывают все виды и формы деятельности как самого воспитателя, так и его подопечных.
Доя воспитателей, имеющих определённый опыт работы в дошкольном учреждении, рекомендуется схема-сетка.
1 страница | 2 страница | 3 страница |
Список детей | Сетка занятий | Основные цели и задачи, стоящие перед педагогом в воспитании и развитии детей при проведении того или иного вида работы |
На педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, возложена особая миссия – воспитать подрастающего человека в лучших традициях отечественной и зарубежной педагогики, развить в ребёнке необходимые качества, которые помогут ему адаптироваться в более сложной школьной жизни.