В 2017–2018 учебном году учащиеся 11 класса должны будут написать итоговое сочинение – своеобразный допуск к ЕГЭ. Пишется эта работа в декабре. Основных тематических направлений будет пять. О том, какие это направления, станет известно в августе – сентябре 2019 года. Поэтому выпускникам и нынешним десятиклассникам большое внимание надо уделить чтению художественной литературы, из которой будут браться аргументы как на итоговом сочинении по литературе в 11 классе в декабре 2019, так и летом 2020 года на ЕГЭ по русскому языку и литературе.
СОДЕРЖАНИЕ
- Темы прошлых лет
- Зачем понадобилось итоговое сочинение?
- Как грамотно написать сочинение?
- Критерии оценивания итогового сочинения
- О времени и результатах экзамена
Темы прошлых лет
Конкретные формулировки тем итогового сочинения учащиеся узнают лишь на самом экзамене.
Так, в 2015 году были предложены для написания такие темы:
- Время.
- Дом.
- Любовь.
- Путь.
- Год литературы в России.
А в 2016 году разработчики экзамена составили темы, включающие в себя два противоположных понятия:
- Разум и чувство.
- Опыт и ошибки.
- Честь и бесчестие.
- Победа и поражение.
- Дружба и вражда.
Зачем понадобилось итоговое сочинение?
Начиная с 2014 года, одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Возникает вопрос: зачем ввели данный вид экзамена?
- Чтобы воспитать личность школьника.
- Расширить границы выпускника в изучении русского языка и литературы, научить грамотно формулировать и излагать свои мысли.
- Позволить будущему абитуриенту подать результаты декабрьского сочинения в вуз и получить добавочные баллы к остальным, полученным на ЕГЭ.
Как грамотно написать сочинение?
Необходимо знать порядок написания частей сочинения.
Композиция итогового сочинения:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
- Вступление вводит в сочинение. Здесь можно поговорить о теме сочинения, задаться вопросом – почему выбрана именно эта тема, почему хочется писать именно об этом. Можно поговорить о проблеме, которая заложена в теме.
- После вступления все, о чем говорилось в первой части, нужно раскрыть во второй, основной части работы. Основная часть – это анализ проблемы или литературного произведения, если текст пишется на тему литературного произведения.
В основной части важно сохранять грамотные переходы между абзацами. Каждый абзац состоит из пары: тезис плюс аргумент. То есть каждое высказывание, каждый факт необходимо аргументировать.
Аргументы в свою очередь должны подтверждаться текстом литературного произведения.
Желательно цитировать, можно приблизительно с использованием косвенной речи.
Важно не перескакивать на пересказ текста. Нужно не пересказывать, а анализировать!
Как можно меньше «лить воды»
Не нужно писать шаблонными фразами, сложными оборотами. Например, не надо говорить: «это имеет большое значение». Если эта тема поднята в сочинении, то и так понятна ее важность. Или похвала писателю: «Пушкин – великий писатель». Естественно, великий. Это знают все, в том числе и экзаменаторы. Соответственно, не нужно об этом говорить.
Третья часть – заключение. Это вывод, обобщение того, о чем было сказано в основной части. Если во вступлении был задан какой-либо вопрос, значит, в заключении должен быть сформулирован ответ на этот вопрос, но уже кратко.
Самая короткая часть – это заключение.
Самая большая – основная часть. Она должна примерно составлять 2/3 от всего сочинения.
Как выбрать тему?
Ученикам 11 класса предлагается 5 тем. Как выбрать нужную? Часто выпускники пугаются и думают, что ничего не знают. В этот момент необходимо собраться и посмотреть:
- какое художественное произведение запомнилось лучше всего;
- какую критическую литературу и о каком произведении вы знаете;
- формулировка темы должна быть понятна;
- сделать выбор в пользу какой-либо темы.
Порядок работы
Сочинение сначала пишется на черновике. Также необходимо составить план. Это главное в написании данного вида работы. В плане нужно полностью прописать вступление и заключение. Основную часть можно подробно не прописывать – важно написать тезис и доказательства, основные фразы сочинения.
Основная часть времени, заложенная на сочинение, должна быть потрачена на черновик.
После надо переписать набело, избегая ошибок и клише.
Обращать внимание на то, чтобы фразы были простые. Чем проще сочинение, тем его легче читать и тем меньше ошибок будет в работе.
По окончании работы надо несколько раз перечитать сочинение. Написал – сдал. Так не надо делать! Обязательно проверять минимум 2 раза:
- Первый раз полностью прочитать и задать себе вопрос: раскрыта ли заданная тема? Когда пишется сочинение, надо постоянно сверяться с темой, задавать себе вопрос: а точно ли я говорю именно об этом, даю ответы на нужные вопросы?
- Второй раз проверять на грамотность, пользуясь разрешенным на экзамене орфографическим словарем.
Критерии оценивания итогового сочинения
Итоговое сочинение должно соответствовать пяти критериям:
1 | Соответствие теме |
2 | Аргументация с привлечением литературного материала |
3 | Композиция и логика |
4 | Качество письменной речи (речь, стиль) |
5 | Грамотность (орфография, пунктуация, грамматика) |
Если по первому и второму критерию получено 0 баллов, то далее работа не подлежит проверке.
Также к данному виду творческой работы предъявляются требования к объему (от 250 до 350 и более слов) и к самостоятельности написания работы.
О времени и результатах экзамена
На выпускное сочинение отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Проверяются работы в том же образовательном учреждении, где обучаются и пишут экзамен учащиеся 11 класса, независимыми экспертами (учителями, не ведущими предмет у выпускников текущего года).
Узнать результаты творческого экзамена можно в своей школе по окончании проверки работ. Если ученик получил «неуд» за сочинение, то он может переписать его в феврале и в мае текущего года.
Примеры сочинений можно найти на различных образовательных сайтах в Интернете. А общие рекомендации к написанию итогового сочинения можно посмотреть здесь:
Идя на экзамен, надо верить в себя и помнить, что хорошо подготовленному ученику все по плечу!
Мда…и этот репетитор берет деньги за свои уроки? Столько ошибок в произношении…