Всемирный день защиты прав потребителей в 2018 году отмечается 15 марта, в четверг. Появление традиции приурочивать к этому дню всевозможные мероприятия, относящиеся к сфере проблем потребителей, связано с памятной речью президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 года.
СОДЕРЖАНИЕ
История праздника
В своем выступлении Кеннеди провозгласил базовые принципы прав потребителей:
- право на информацию;
- право на выбор продукта;
- право на безопасность;
- право быть услышанным.
Кроме того, в своей исторической речи Джон Кеннеди впервые дал определение понятию «потребитель» и подарил миру яркий афоризм: «Потребители – это все мы».
Через некоторое время Международная организация союзов потребителей добавила еще несколько положений. Покупатель обладает также правом на:
- удовлетворение основных потребностей;
- компенсацию ущерба;
- потребительское образование;
- экологически чистую среду.
Наконец, в апреле 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы защиты прав потребителей. С этой поры права потребителей признаны юридически.
Речь Кеннеди сыграла существенную роль в формировании правового поля потребителей, поэтому вопрос, какого числа отмечать День защиты прав потребителей, практически не обсуждался. Впервые это произошло 15 марта 1983 года.
В России главный защитник прав потребителей – Союз потребителей Российской Федерации. Он существует с 1990 года и объединяет более сотни общественных организаций, защищающих права потребителей.
В 1992 году был принят закон РФ «О защите прав потребителей», а с 1996 года, после вступления России в Международную организацию союзов потребителей, в стране стал широко отмечаться соответствующий праздник.
Каждый год Международная организация союзов потребителей определяет тематику мероприятий, приуроченных к празднику. В 2017 году они были посвящены цифровым технологиям, которым может доверять потребитель.
Законодательство в сфере защиты прав потребителей
Хотя законодательство в области правовой защиты потребителей возникло только в XX веке, проблемы взаимоотношений между покупателем и продавцом, заказчика и исполнителя волновали юристов и философов с давних пор.
Самое первое свидетельство правового регулирования договоров купли-продажи – Законы царя Хаммурапи (II тыс. до н.э.). В них, в частности, запрещалось обвешивать покупателей, продавать негодный товар.
Кладезь политической и правовой культуры – римское право. Его нормативы предписывали продавцу гарантировать качество товара, предупреждать о скрытых недостатках продаваемой вещи. За предоставление несоответствующей товару информации продавец мог понести ответственность.
Средневековое феодальное право также предусматривало наказание за обман покупателей, а с установлением капиталистических отношений, ростом производства товаров, работ и услуг правовое регулирование сферы потребления становится остроактуальным.
Сейчас практически во всех государствах действуют законы о защите прав потребителей. В большинстве из них закреплены следующие права:
- право на безопасность;
- право на информацию;
- право на возмещение вреда, нанесенного некачественными товарами;
- право на государственную защиту интересов потребителей;
- право на объединение и общественные организации.
Классификация потребителей
Конечные пользователи | Потребители, непосредственно использующие продукт |
Агенты влияния | Потребители, преследующие при приобретении товара или услуги определенную выгоду |
Рекомендатели | Потребители, мнение которых может оказаться решающим при покупке товара |
Заказчики | Те, кто контролирует приобретение товара или услуги |
Инвесторы, спонсоры | Лица, от которых зависит приобретение товара или услуги |
Саботажники | Лица, противящиеся покупке нового продукта |
Экстремисты | Потребители, стремящиеся к выгоде и доходу путем возврата товара продавцу или изготовителю |